ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Пейзажный сад [1]

 

Highslide JS

Слева: Один из первых пейзажных парков (Стоурхед, Англия).

Происхождение пейзажного стиля
Пейзажный (английский, иррегулярный, ландшафтный) парк – направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII в. в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.

Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шел дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

Такое переосмысление садово-парковой эстетики наметилось еще в конце ХVII в. и отражало серьезные перемены в художественных взглядах европейского общества. В основе своей они были вызваны укреплением буржуазии и заметным ростом ее влияния на образ мышления. В противовес барочной пышности королевских дворцов выдвинулись идеи античной простоты мифических времен «золотого века». Пейзажные сады с середины XVIII в. уже полностью господствовали в новых парковых композициях обширных усадеб дворян и промышленников. Они стали, с одной стороны, антитезой дымящихся труб фабрик и мануфактур, а с другой – образом Аркадии, царства справедливости и новой демократической морали.

Первые мастера английского сада – художник и архитектор Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен – черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своем разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа.

Highslide JS

Слева: Картины Лоррена служили источником вдохновения для первых мастеров пейзажного сада.

Распространению культа природной естественности более других мыслителей способствовал Жан-Жак Руссо и его идеи преклонения перед природой. Широкую известность получил его лозунг «Назад, к природе!», и все направления искусства пропагандировали идею человека, возвращающегося в лоно природы. В соответствии с руссоистскими идеями создатели парков стремились постичь гармонию и равновесие природы, оттенив красоту естественных пейзажей. Сам Ж.–Ж. Руссо участвовал в перепланировке сада в Эрменонвилле по английским образцам.

В середине XVIII в. вместе с архитектурой рококо и барокко стал выходить из моды и регулярный парк. В то же время искусство создания «английских парков» прочно вошло в моду. Желание иметь картину, написанную не маслом на холсте, а созданную искусством архитектора и садовода, да еще в которую можно войти и стать ее главным героем, было вполне достойно всемогущих монархов. И властители Версаля заказали себе подобные картины. При Людовике XVI английский парк получил уже всеобщее распространение, а его супруга Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом, где под крестьянскую посуду был стилизован драгоценный севрский фарфор.

Некоторые исследователи садово-паркового искусства убеждeны, что развитию пейзажного стиля в Европe способствовали китайская и японская культуры с их преклонением перед естественной красотой природы и искренним убеждением в том, что гармонии можно достичь при живописном, асимметричном расположении объектов. Однако на самом деле знакомство европейцев c восточной культурой началось еще в XIII в. в связи с путешествиями Марко Поло, что нe помешало в дальнейшем развиться регулярному стилю. Кроме того, даже в XVIII в. пейзaжный стиль практически не имел черт китайского садово-паркового искусства. B некоторых садах, впрочем, отдавали дань моде и устраивали беседки, пагоды, мостики и павильоны в китайском стиле, то есть затрагивали только внешнюю сторону восточного садово-паркового искусства.

Highslide JS

Слева: «Английский парк» в Эрменонвилле, Франция.

Наибольшее распространение на континенте английский парк получил в Германии, где одним из первых его образцов стало «парковое королевство» близ Дессау – фантазия на тему английских пейзажных парков в Стоу, Стоурхеде и Кларемонте. Этот обширный парк признан памятником Всемирного наследия, равно как и еще более протяженный парк князя Пюклера в Бад-Мускау. Другие характерные примеры пейзажных парков в Центральной и Восточной Европе – Английский парк в Мюнхене, парк Браниц в Пруссии, Лазенковский и Уяздовский парки в Варшаве, Царицынский парк в Москве, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом и парк Монрепо в Выборге.

 

[1] В статье использованы источники:

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Пейзажный сад

  Происхождение пейзажного стиля

  Первые мастера пейзажного направления

  Основные принципы пейзажного стиля

  «Китайщина»

  Эстетизация руин

  Проектирование «английского сада»

  Элементы пейзажной планировки

Живые элементы

  Живая изгородь

  Английский «мейз»

  Пруд или болотце

  «Лесной овраг»

  Природный ручей

  Сухой ручей

  Рокарий

  Рутарий (коряжная горка)

  Вересковая опушка

  Хвойно-вересковый миксбордер

  «Корабельная роща»

  Сад папоротников

Архитектурные элементы

 

  Ограда

  Арка

  Пергола

  Руина

  Каприз

  Беседка

  Грот

  Скамейка

 

Национальные особенности

  Национальные пейзажные сады

  Английский сельский сад

  Русская дворянская усадьба

  Русский деревенский сад

  Японский сад

  Китайский сад

Выдающиеся примеры

  Стоу

  Павловск

  Царицыно

Статья на близкую тему