ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

«Китайщина»

 

Highslide JS

Слева: Китайская беседка в парке Стоу. Построена в 1738 г. Один из самых ранних примеров «китайщины» в Англии.

В европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века особенно популярным было направление, получившее название шинуазри́ или шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно «китайщина». Шинуазри заключалось в широком использовании мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства, ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

Из далеких поездок европейские купцы привозили новые впечатления об экзотических странах. Особенно яркими оказались рассказы об императорских садах Китая, где художниками и садоводами создавались искусственные пейзажи, воспроизводившие природу целых районов Поднебесной. Кажущаяся естественность китайских парков подчинялась живописным законам, и грандиозные композиции из искусственных озер и скал поражали, пленяли и ложились в основу красочных рассказов путешественников. Привезенные из далекого Китая рассказы путешественников о чудесных садах императоров, где были воссозданы в объеме написанные на свитках виды гор и лесов, в свою очередь оказали действие на воображение архитекторов ландшафтов.

Highslide JS

Слева: Крестовый мост с китайской беседкой в Царском Селе, Россия.

Но привезенная на европейскую почву идея китайского сада утрачивала свой восточный смысл и становилась театральной декорацией, иллюстрацией к восточной сказке. Влияние Китая оставалось лишь в идее создания трехмерного пейзажного полотна. Появилось понятие «англо-китайский сад», к которым француз Леруж в своем альбоме гравированных планов парков отнес знаменитый Стоу несмотря на то, что в этом парке не было ни одной так называемой китайской или псевдо-восточной постройки (кроме одной беседки на самом верхнем фото).

На фоне этого увлечения Востоком «китайская тема» стала востребована во многих областях искусства и быта (например, мода на фарфор). В Европе возникает культура чаепития, а с ней в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхольмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма.

Highslide JS Highslide JS
Китайский павильон в Дроттнингхольме (Швеция) Пагода Уильяма Чэмберса (Англия)

Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы. В 1759 г. по приказу английской принцессы Августы близ Лондона был разбит Королевский ботанический сад Кью площадью 3,5 га. В его парке Ланселот Браун создал экзотический жасминовый сад, сад бамбуков и долину рододендронов. В 1762 г. архитектор Уильям Чамберс построил в Кью бутафорскую 50-метровую китайскую пагоду. В «английских парках», вдохновителями которых были сады китайских императоров, часто создавались участки в «восточном» стиле. В конечном итоге в классическом «английском саду» «восточный» участок стал такой же обязательной частью, как боскет или узорный партер во «французском парке».

Одним из ярчайших образцов «чайного домика» в китайском стиле является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт), построенный в 1754-1757 гг. Это была дань увлечению «китайской» модой и «английскими садами». Идеи просвещения и освобождения от дворцовых оков нашли свое экзотическое отражение в романтических рассказах о непонятной, но красивой жизни китайского двора.

Highslide JS Highslide JS
Китайский чайный домик в Сан-Суси, Потсдам, Германия

Круглый в плане, китайский домик «населен» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду и имеют вполне европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью»: мы застаем их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни – живописные композиции украшают стены и потолок. Особенно удивительны «китаянки» – полнотелые и массивные, они больше напоминают придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.

В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762–1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. Уникальность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры.

Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню. Комплекс «китайских» сооружений Царского Села включал: Китайский театр, Крестовый мост, павильон Большой каприз, Скрипучую беседку, два железных моста через канал и Китайскую деревню, которая была главным звеном «китайского» ансамбля.

18 домиков Китайской деревни были предназначены для летнего проживания знатных гостей и придворных. Это были казенные дачи или пансионы. В свое время в них жили поэт Гавриил Романович Державин и историк Николай Михайлович Карамзин.

Highslide JS

Слева: Скрипучая беседка в Царском селе, Россия.

Неподалеку был расположен Скрипучий павильон, стены которого были внутри отделаны искусственным мрамором с росписью и лепниной по китайским мотивам. Венчающий беседку флюгер скрипел, поворачиваясь на ветру, от него павильон и получил свое название. Рядом был Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри. Если вам импонирует этот стиль, то китайская беседка для чаепития сможет идеально удовлетворить ваш экзотический «каприз». Тем более, что ее можно купить в готовом (сборном) виде у строительных компаний. Пример индивидуальной конструкции китайской беседки можно посмотреть здесь.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Пейзажный сад

  Происхождение пейзажного стиля

  Первые мастера пейзажного направления

  Основные принципы пейзажного стиля

  «Китайщина»

  Эстетизация руин

  Проектирование «английского сада»

  Элементы пейзажной планировки

Живые элементы

  Живая изгородь

  Английский «мейз»

  Пруд или болотце

  «Лесной овраг»

  Природный ручей

  Сухой ручей

  Рокарий

  Рутарий (коряжная горка)

  Вересковая опушка

  Хвойно-вересковый миксбордер

  «Корабельная роща»

  Сад папоротников

Архитектурные элементы

 

  Ограда

  Арка

  Пергола

  Руина

  Каприз

  Беседка

  Грот

  Скамейка

 

Национальные особенности

  Национальные пейзажные сады

  Английский сельский сад

  Русская дворянская усадьба

  Русский деревенский сад

  Японский сад

  Китайский сад

Выдающиеся примеры

  Стоу

  Павловск

  Царицыно

Статья на близкую тему