ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Лучшие сады и парки Петербурга [1]

 

Highslide JS

Слева: Генеральный план Санкт-Петербурга 1716–1717 гг., Доменико Трезини.

Вклад Петербурга в расцвет садово-паркового искусства
XVIII век в России отмечен высшим расцветом садово-паркового искусства. Толчком к нему послужила кипучая преобразовательная деятельность Петра I. Молодой российский государь проявлял огромный интерес к достижениям Европы во всех областях человеческого знания, включая садовое искусство. Ради политических союзов и образования себя и своих дворян, Петр в 1697 г. снарядил посольство и сам путешествовал по Европе то при посольстве, то отдельно как учащийся дворянин. Позднее в 1717 г. во время визита во Францию Петр посетил Версаль, который произвел на него огромное впечатление.

Строительство Петербурга пришлось на время, когда Россия особенно активно включилась в общеевропейский процесс развития культуры. В страну началось широкое проникновение художественных идей Запада. Но это не было простым заимствованием. Заложенный в 1703 г. Петербург был первой в Европе столицей, построенной на пустом месте по единому плану. Такой опыт до сих пор был только у восточных деспотий. Проект города осуществлялся сразу по личным указаниям Петра. Город строился под канонаду орудийных и ружейных залпов – первое время все силы уходили на военные походы и защиту отвоеванных земель. Из полугорода, полувоенного лагеря он начал превращаться в столицу с 1710 г. Тогда началось строительство первых каменных палат Зимнего и Летнего дворцов Петра и дворца царского фаворита Александра Меншикова. Царь не любил деревянные города Руси, Петербург должен был стать каменным.

Городские усадьбы новой столицы предписывалось строить по-европейски. Для родовитых жителей Петербурга были разработаны «образцовые» проекты городских усадеб, авторами которых были ученик Андре Ленотра Жан Батист Александр Леблон и архитектор из Швейцарии Доменико Андреа Трезини. В основе усадебных композиций лежали принципы европейского барокко. Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, предписывалось устраивать парадный двор – курдонёр. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки.

Highslide JS Highslide JS
Типовой проект здания для «именитых», 1717 г. Летний сад, 1716 г.

В окрестностях Санкт-Петербурга и в самом городе начинают создаваться парки и сады для царской семьи и приближенных Петра – Летний сад, Меншиковский и Екатерингофский, сады в Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне, Царском Селе и других пригородах, многие из которых стали жемчужинами паркостроения России. Эти парковые ансамбли создавались, в основном, в стиле барокко – с правильной геометрией дорожек, площадок, с использованием фонтанов и большого количества статуй. Это были сады с регулярной планировкой, в так называемом «французском» стиле, преобразующем естественные ландшафты в упорядоченную структуру.

Первое время Петр пытался превратить свой город в «северную Венецию», запретив строительство мостов и предписывая передвигаться по городу на галерах и шлюпках вместо карет и повозок. На плане Доменико Трезини Васильевский остров прорезает сеть каналов, в которую вписаны три больших регулярных парка. Идея провалилась из-за корыстолюбия Меншикова. Вернувшись из Европы в 1717 г., Петр увидел вместо каналов на Васильевском острове узкие и мелкие канавы. Александр Данилович «сэкономил» на строительстве. Петр простил вороватого друга, а главной идеей столичного плана стала трехлучевая система, привезенная из Версаля.

Highslide JS

Слева: Проект дворцово-паркового ансамбля в Стрелиной мызе в геометрическом «французском» стиле, 1717 г.

Садовое искусство при Петре носило яркий своеобразный отпечаток личных вкусов императора, его энергии и умения подчинить все одному преобразовательному плану. Энергия императора и силы входить во все дела, действительно, были удивительны. Петр сам заботился буквально обо всем, лично следя за устройством садов в Петербурге и новых царских резиденциях. Сажать сады Петр учился, выписывая для себя книги по садоводству. Он лично заботился о закупке деревьев, кустарников, цветов, трав, входил во все детали садового строительства, составлял планы и чертежи, делал к ним подробные пояснения, давал указания, где бы ни находился. Он командовал строительством из-за границы, успевал давать распоряжения перед отъездом, находясь в Петербурге или пригородах, наблюдал за ходом работ лично. И эти указания касались не только петербургских садов, но также Москвы, Таганрога, Риги и Украины.

Во второй половине XVIII в. на смену пышным и ярким формам стиля барокко, утвердившегося при Петре I и еще продолжавшего господствовать в годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, приходит строгий классический стиль, характерный для просвещенной монархии времен царствования Екатерины II. В русское садоводство приходит «английский парковый пейзаж», отличающийся от «французских» парков планировкой, имитирующей естественные ландшафты.

Highslide JS Highslide JS
Смена моды: от «французской» планировки Петергофа (слева) к «английскому» парку Павловска (справа)

Быстрому продвижению новой моды способствовала сама Екатерина II, пристрастившаяся к новым веяниям в садовом искусстве. Просвещенная императрица подвела под них даже идеологическое обоснование. В письме Вольтеру она сообщила, что ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма. Новые тенденции ярко проявились в перепланировке старых и создании новых садов и парков, включая Летний сад, поместья в Царском Селе, Павловске, Ораниенбауме, Гатчине (все под Петербургом), Царицыно (в Москве).

В годы правления Екатерины Великой была заложена основа «дворянской» культуры России XIX в. Екатерина занялась систематическим образованием правящего класса, и полуграмотные дворяне, часто получавшие ущербное домашнее воспитание, стали заниматься в высших учебных заведениях. Во время правления этой государыни были открыты кадетские корпуса и основаны первые в России высшие учебные заведения для женщин: Смольный институт и Екатерининское училище; специально для внуков царицы был построен в Царском Селе Лицей, ставший впоследствии самым престижным учебным заведением России.

Соединение парковой моды и стиля жизни российского дворянина родило особый вид сельских многофункциональных комплексов, получивших название «дворянская усадьба». Это были большие комплексы жилых, хозяйственных, парковых и других построек, часто занимавших площадь, составлявшую несколько десятков гектаров. Обычно усадьба включала барский дом с флигелями, конюшни, оранжереи, сараи, псарни и другие обслуживающие постройки. Часто имелась собственная церковь и небольшое производство, что-то вроде мануфактуры или лесопилки.

Highslide JS

Слева: Русская дворянская усадьба на картине К.А. Сомова «Фейерверк».

Усадебный сад начинался регулярным «французским партером», примыкающим к дому и переходившим в «английский пейзажный парк», а затем в сельскохозяйственные угодья. Размеры и композиции усадеб варьировались бесконечно. В простейших из них «французская» часть могла обозначаться просто клумбой, и «английский парк» ограничивался расчисткой поляны перед домом, открывавшей на него вид. Русская дворянская усадьба стала ярким явлением периода расцвета русского классицизма конца ХVIII-ХIХ вв.

 

 

[1] В статье использованы источники:

  • Wikipedia

  • Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура: История стилей (М.: ОНИКС, 2009).

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Лучшие сады и парки Петербурга

  Вклад Петербурга в садовое искусство

  Мастера садово-паркового искусства

  Летний сад

  Петергоф:

 

  История создания

  Нижний парк

  Монплезир

  Марли

  Большой каскад

  Петергоф. Александрия:

 

  История создания

  Пейзажный парк

  Архитектурные сооружения

  «Дворец конгрессов» в Стрельне:

 

  Константиновский дворец

  Стрельнинский парк

  Ораниенбаум:

 

  История создания

  Большой дворец

  Нижний парк

  Верхний парк

  Царское Село:

 

  История создания

  Екатерининский парк

  Александровский парк

  Гатчина:

 

  История создания

  Дворцовый парк

  Структура парка

  Павловск

Статьи на близкие темы