ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Аллея

 
Highslide JS

Слева: Аллея из стриженых деревьев в английском поместье Баскот.

С утверждением регулярного стиля в европейском садово-парковом искусстве сад стал восприниматься его устроителями как проявление архитектуры. Мастера ландшафтного дизайна, такие как француз Андре Ленотр, считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, а свою главную задачу видели в расширении пространства здания за пределы его стен и упорядочивание природы в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями.

Highslide JS

Слева: Аллея в парке Версаля.

В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелеными театрами. «Стены» выполняли посредством подстриженого кустарника, а «лестницы» посредством водных каскадов. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей.

Аллеи служили «скелетом» всей регулярной конструкции, позволяя связать разные элементы ландшафта в сложный геометрический план. При этом, ландшафтные архитекторы не ограничивались простым соблюдением законов геометрии, а использовали последние достижения в сферах перспективы и оптики. Уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путем постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы, и размеры садов казались больше, чем есть на самом деле.

Регулярный парк французского стиля – Версаль, Марли, Гатчина – распространял свой план и на окружающие угодья. Аллеи продолжались просеками, пересечение которых создавало площадь – «звезду». Широкий проспект посреди лесной чащи производит особый эффект, символизируя власть человека над широким простором шумящего леса. Аллеям подобны и знаменитые дороги, трезубцем расходящиеся от версальского дворца и рассекающие Францию. Интересно, что рисунок, когда три или пять аллей или дорожек выходили из одной точки, назывался «гусиная лапа» (фр. patte d'Oie).

Highslide JS

Слева: Три дороги, обсаженные вязами, лучами сходящиеся к главной площади Версаля.

Главные аллеи в королевских и княжеских резиденциях наглядно демонстрировали власть человека над окружающим пространством. Для них использовались большие мощные деревья с долгим сроком жизни. Большинство деревьев в Версале, например, было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Деревья в парке были заключены в жесткие формы и рамки – подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, чтобы придать им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Highslide JS Highslide JS
Аллея во французском стиле, Кусково, Москва Аллея из стриженых деревьев в регулярном стиле, Петергоф

Доминирование регулярного стиля в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы и партеры. В соответствии с новой стилевой задачей назначение аллей сменилось на противоположное: вместо того, чтобы подчеркивать власть человека над природой, они стали выполнять «пейзажную» функцию – оттенить и усилить естественные красоты места.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Регулярный сад

  Происхождение регулярного стиля

  Основные принципы регулярного сада

  Симметрия

  Перспектива

  Создание структуры

  Проектирование регулярного сада

  Регулярный сад на малой площади

Живые структуры

 

  Аллея

  Партер

  Партерные клумбы

  Огород

  Боскет

  Садовая комната

  Берсо

  Лабиринт

  Живая изгородь

  Шпалера

  Топиары

  Кадочные растения

Неживые структуры

 

  Ограда

  Беседка

  Грот

  Водоем

  Фонтан

  Скульптура

 

Национальные особенности

  Национальные регулярные сады

  Итальянский стиль

  Французский стиль

  Испанский стиль

  Мусульманский стиль

  Мавританский сад

Выдающиеся образцы

  Андре Ленотр и его наследие

  Во-ле-Виконт

  Версаль

  Петергоф

Статья на близкую тему