ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

История эстетизации руин

 
Highslide JS

Слева: Искуственная руина акведука в польском парке «Аркадия».

Таким образом, руина, как объект садово-паркового искусства, порождает целый мир новых переживаний и культурно-исторических аллюзий. Надо сказать, что такое эстетическое отношение к руинам возникло не сразу. В Средние века руины предоставлялись окончательному разрушению или их части использовались при возведении новой постройки на том же месте. Нередко руины служили как каменоломня или источник материала для других построек.

Античные руины начали привлекать интерес искусства и культуры в Эпоху Возрождения. Присущее Возрождению желание понять погибшую культуру, стоящую за руинами, воскресить великое прошлое окрасили восприятие руин личным переживанием, сопричастностью их прежнему великолепию и нынешнему упадку. В известной булле Пия II о сохранении памятников Рима (1463) языческие древности, составляющие славу города и свидетельствующие о древних доблестях, были приравнены к христианским.

С приходом эпох Просвещения и Романтизма стали цениться также и средневековые руины. К ним стали относиться как к осязаемым памятникам прошедших времён, имеющим историческое значение. Их панорама становилась объектом эмоций об идеализированном прошлом, особенно на фоне наступления промышленной революции, которая несла с собой революционные изменения в традиционном укладе жизни. Многочисленные руины крепостей, замков и монастырей приобрели в XIX веке большое, почти символическое значение.

Highslide JS Highslide JS
Романтичная руина на берегу озера в парке Стоу, Англия «Руинный» каменный мост в парке дворца Ораниенбаум, Россия

Почитание эстетики обветшания становится характерной особенностью английской культуры парков начиная с XVIII века. В это время в Англии происходит отход от господствовавшего долгое время «регулярного» французского стиля в пользу пейзажного сада. Парки начинают создавать как инсценировку природного ландшафта с добавлением искусственных руин. Естественные и искусственные руины занимают прочное место в теории и практике пейзажного сада позднего Просвещения.

Арсенал культурных переживаний, ставящих в один ряд руинированный ландшафт и «природную архитектуру», окончательно сформировался в первые десятилетия XIX века. В этот период происходит переход от свойственной Просвещению эстетики чувствительности к потрясающим воображение эффектам Романтизма, широко использующих парковые руины и «дикие» сооружения в виде гротов, замшелых скал, каменоломен, водопадов, и т.п. Разрушенные элементы архитектуры, соседствующие с деревьями, кустами, всем, в чём воплощена природа, во многом и отражали дух того направления в искусстве, которое стали называть Романтизмом. Руина прочно входит в пейзажную среду эпохи.

Highslide JS Highslide JS
Колоннада Аполлона, Павловский парк (Россия)

Порыв к эстетизации руин ярко проявился в необычной истории с Колоннадой Аполлона из Павловского парка, заложенного при Екатерине Великой. Изначально Колоннада находилась на большом красочном лугу верхнего плато левого берега реки Славянка, практически при въезде в парк. Позже, около 1800 году, ее перенесли на берег Славянки против дворца.

В 1817 году во время сильной грозы часть Колоннады со стороны дворца упала, подмытая водой. Трагедия придала сооружению характер романтичной руины, ещё более усилив ее поэтическую живописность. Случайность создала эффект сильнее, чем самый утонченный вкус. Каждый восхищался этим романтичным видом, изящным разгромом Колоннады.

Highslide JS

Слева: Вид на долину реки Славянка и Колоннаду Аполлона в Павловском парке.

Было решено бросить Колоннаду в разрушенном состоянии, не восстанавливая рухнувших колонн. Пролом в кольце Колоннады открыл красочный вид на скульптуру Аполлона, которая стала видна из окон дворцовых зал.

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Руины в садово-парковом искусстве

  Что такое руины?

  История эстетизации руин

  Руины в современном саду

«Руины» своими руками

  За́мок-руина для детей

  Римский дворик (атрий)

  Как состарить искусственные руины?

Каприз в садово-парковом искусстве

  Что такое каприз?

  Экзотические капризы

  Китайская беседка своими руками

Садовый грот

  Что такое садовый грот?

  Гроты в истории паркостроительства

  Грот своими руками

Садовое ноу-хау по теме

  Типы и стили сада

  Элементы сада

  Садовые проекты