ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Внешние влияния на русское садовое исскусство

 

Highslide JS

Слева: Кованый элемент решётки над воротами Летнего сада.

При всей самобытности, русское садово-парковое искусство на протяжении веков своего развития впитало в себя многообразные заимствования. Их пик пришелся на XVIII век, отмеченный высшим расцветом садово-паркового искусства в России. Толчком к нему послужила кипучая преобразовательная деятельность Петра I.

Эпоха европейского барокко
Молодой российский государь проявлял огромный интерес к достижениям Европы во всех областях человеческого знания, включая садовое искусство. Ради политических союзов и образования себя и своих дворян, Петр в 1697 г. снарядил посольство и сам путешествовал по Европе то при посольстве, то отдельно как учащийся дворянин. Позднее в 1717 г. во время визита во Францию Петр посетил Версаль, который произвел на него огромное впечатление.

Highslide JS

Слева: Генеральный план Санкт-Петербурга 1716–1717 гг., Доменико Трезини.

Строительство Петербурга пришлось на время, когда Россия особенно активно включилась в общеевропейский процесс развития культуры. В страну началось широкое проникновение художественных идей Запада. Но это не было простым заимствованием. Заложенный в 1703 г. Петербург был первой в Европе столицей, построенной на пустом месте по единому плану. Такой опыт до сих пор был только у восточных деспотий. Проект города осуществлялся сразу по личным указаниям Петра. Город строился под канонаду орудийных и ружейных залпов – первое время все силы уходили на военные походы и защиту отвоеванных земель. Из полугорода, полувоенного лагеря он начал превращаться в столицу с 1710 г. Тогда началось строительство первых каменных палат Зимнего и Летнего дворцов Петра и дворца царского фаворита Александра Меншикова. Царь не любил деревянные города Руси, Петербург должен был стать каменным.

Городские усадьбы новой столицы предписывалось строить по-европейски. Для родовитых жителей Петербурга были разработаны «образцовые» проекты городских усадеб, авторами которых были ученик Андре Ленотра Жан Батист Александр Леблон и архитектор из Швейцарии Доменико Андреа Трезини. В основе усадебных композиций лежали принципы европейского барокко. Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, предписывалось устраивать парадный двор – курдонёр. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки.

Highslide JS Highslide JS
Типовой проект здания для «именитых», 1717 г. Летний сад, 1716 г.

В окрестностях Санкт-Петербурга и в самом городе начинают создаваться парки и сады для царской семьи и приближенных Петра – Летний сад, Меншиковский и Екатерингофский, сады в Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне, Царском Селе и других пригородах, многие из которых стали жемчужинами паркостроения России. Эти парковые ансамбли создавались, в основном, в стиле барокко – с правильной геометрией дорожек, площадок, с использованием фонтанов и большого количества статуй. Это были сады с регулярной планировкой, в так называемом «французском» стиле, преобразующем естественные ландшафты в упорядоченную структуру.

Highslide JS

Слева: Фонтан «Коронный», Летний сад.

Первое время Петр пытался превратить свой город в «северную Венецию», запретив строительство мостов и предписывая передвигаться по городу на галерах и шлюпках вместо карет и повозок. На плане Доменико Трезини Васильевский остров прорезает сеть каналов, в которую вписаны три больших регулярных парка. Идея провалилась из-за корыстолюбия Меншикова. Вернувшись из Европы в 1717 г., Петр увидел вместо каналов на Васильевском острове узкие и мелкие канавы. Александр Данилович «сэкономил» на строительстве. Петр простил вороватого друга, а главной идеей столичного плана стала трехлучевая система, привезенная из Версаля.

Highslide JS

Слева: Проект дворцово-паркового ансамбля в Стрелиной мызе в геометрическом «французском» стиле, 1717 г.

Садовое искусство при Петре носило яркий своеобразный отпечаток личных вкусов императора, его энергии и умения подчинить все одному преобразовательному плану. Энергия императора и силы входить во все дела, действительно, были удивительны. Петр сам заботился буквально обо всем, лично следя за устройством садов в Петербурге и новых царских резиденциях. Сажать сады Петр учился, выписывая для себя книги по садоводству. Он лично заботился о закупке деревьев, кустарников, цветов, трав, входил во все детали садового строительства, составлял планы и чертежи, делал к ним подробные пояснения, давал указания, где бы ни находился. Он командовал строительством из-за границы, успевал давать распоряжения перед отъездом, находясь в Петербурге или пригородах, наблюдал за ходом работ лично. И эти указания касались не только петербургских садов, но также Москвы, Таганрога, Риги и Украины.

Highslide JS Highslide JS
Боскет «Менажерийный пруд» (слева) и берсо, Летний сад

С Петровской эпохой прочно связан расцвет садов регулярного стиля в России. Первоначально планировка садов была очень простой, в ее основу была положена система квадратов – партеров, разделенных аллеями, пересeкавшимися под углом 90°. Ширина всех аллей, кроме цeнтрaльной, была одинаковой. В этот же период садовники впервые стали применять фонтaны и боскеты – группы кустарников или деревьев с подстриженными в форме шаров, пирамид или просто ровных стен кронами. В Европе c этой целью специально высаживали самшит, бук или тис, однако в России эти породы не выдерживали суровых условий долгой зимы, поэтому садовники приспособились использовать для этой цели местные сорта можжевельника, ели, барбариса, а также сирень, которую завезли из Данцига и Гамбурга. Также в русских парках устраивали декоративные водоемы и ставили скульптуры.

Highslide JS Highslide JS
Скульптурное убранство Центральной аллеи Летнего сада
 

 
Фотографии: Wikimedia Commons
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Сад в русском стиле

  Истоки русской усадебной культуры

История русского сада

  Внешние влияния на русский сад

  Эпоха европейского барокко

  От французского к английскому парку

  Рождение русского усадебного стиля

  Элегическое очарование русской усадьбы

Современный русский сад

  Основные элементы в русском саду:

 

  Формальные элементы

  Пейзажные элементы

  Характерные черты усадебного сада

  Подбор растений для усадебного сада

  Русский деревенский сад

Образцы русского садового стиля

  Павловск

  Царицыно