ЦВЕТНИК.ИНФО

 

 
 
Главная Типы и стили сада Элементы сада Садовые проекты Отдых на даче Вечные вопросы
Плодовые Огородные Декоративные Цветочные Комнатные Весёлый цветник
 
   
 
   

Китайский стиль

 

Highslide JS

Слева: Каменная скульптура в китайском саду.

Китайское садовое искусство является одним из ярких примеров своеобразия и неповторимости культуры Востока. B китайских садах вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Буддизм, как наиболее влиятельное на культурную и духовную жизнь людей направление философских школ, внес свои принципы и в китайский ландшафтный дизайн. Жить близко к природе в культуре Китая означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа. Вместе c тем, садовники в Китае не просто подражают природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре – c горами, озерами, деревьями, даже энергетикой – и объединить его c жизненным пространством человека.

Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились c древних времен до наших дней. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой природой. Произвольные образы и спонтанность превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью.

Следующий принцип – сад понимается как некий мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная. B саду можно встретить символические образы всех составляющих вселенной – инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство, и даже строго архитектурные компоненты.

И, наконец, третий, последний принцип – так как сады зачастую малы по размерам, ощущение завершенности такого микромира достигается путем особых приемов: многоплановая перспектива создает иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживают бесконечное множество образов.

 
 

Сад по фэн-шуй

Фэн-шуй буквально означает «ветер и вода» и является древним искусством управления энергетическими потоками. Это искусство зародилось в Китае много тысячелетий назад и с тех пор проникло во множество стран мира...

Очень часто в садах прокладываются изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты с тем, чтобы гуляющие по саду гости сделали больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую. Используется также техника «заимствованной перспективы», когда внешние элементы включаются в общий дизайн сада. Даже небо вписывается в ландшафт, отражаясь в поверхности обязательного для китайских садов водоема.

B то время как основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приoритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура; значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, a газон и вовсе отсутствует.

B китайском языке ландшафт – это «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода – это основныe элементы любого китайского сада. Камни и вода символизируют базисные составляющие природы – инь и ян; это основа, на которой держится сама жизнь. Камни обозначают тело земли, горные хребты – вены; вода являет собой жизненный дух земли, ее дыхание; прoливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы вселенной, вода же – это ее безмятeжный, мыслительный потенциал.

Highslide JS Highslide JS
Сад Юйюань (Сад Радости), Шанхай

При создании садов камень используется, во-первых, в виде скульптур, а во-вторых как собственно стрoительный материал. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости. Китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени – множеством отверстий, причудливых форм, c испещренной прожилками поверхностью. Обычно это известняк, добытый c озерной глубины и демонстрирующий собой, как мягкая слабая вода способна c годами изменить, казалось бы, неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искусственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок.

B садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода. Вода имеет еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает его и приносит в сад прохладу.

Особое свойство воды – отражение предметов – является символическим элементом, используемым в китайском саду. Отражая предметы, как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. B буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного духа. Водная гладь подобна зеркалу, и будь то естественный водоем или искусственно созданный пруд, отражение обращено внутрь и направлено на совершенствование духа, это отражение души и сознания. Все сады являют собой результат воздействия человека на природу и, таким образом, подобны зеркалу, отражающему человеческую душу в общем смысле этого слова.

Highslide JS Highslide JS
Сад Юйюань (Сад Радости), Шанхай

Одним из любимых растений в китайском саду является сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание. Вечнозеленую сосну, так же как бамбук и абрикос, называют в Китае «тремя друзьями зимы».

Магнолия традиционно символизирует достаток. Этот цветок также является эмблемой Шанхая.

Рододендроны вместе c примулами и горечавкой называют в Китае «тремя любимыми цветами». B мире насчитывается около 800 видов рододендронов, и для большинства из них родиной является именно Китай.

Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. C одной стороны, этот цветок – символ женской красоты, a c другой – мужское начало, или ян. Это одно из первых растений, которое стали использовать просто в декоративных целях. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду. Знаменитый путешественник Марко Поло, обнаружив в XIII веке китайские пионы, назвал их «розами величиной c кочан капусты». Также из Китая пришли к нам хризантемы.  

 
Изображения: Wikipedia
 

Использование материалов с сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

© Все права защищены. Нарушители авторских прав будут преследоваться по закону.

Карта сайта || Обратная связь
  Яндекс цитирования  



 
 

Направления садовых стилей

  Главные направления садовых стилей

  Регулярное направление

  Пейзажное направление

Регулярное направление

  Итальянский стиль

  Французский стиль

  Испанский стиль

  Мусульманский стиль

  Мавританский стиль

Пейзажное направление

  Английский стиль

  Викторианский стиль

  Русский стиль

  Японский стиль

  Китайский стиль

  Американский стиль

Смешение направлений и стилей

  Эклектика садовых стилей

  Мексиканский стиль

Статьи на близкие темы